Контактный телефон
+7 3452 58 82 38

Законны ли черные списки клиентов?

Законны ли «черные списки» клиентов/гостей?

Пожалуй, у каждой кампании есть свои печальные истории про клиентов, которые дебоширили, оскорбляли персонал, не расплатились и т.д. Единственным способом обезопасить себя в будущем становятся так называемые «черные списки».

черные списки клиентов«Черный список»  означает список потенциальных клиентов, относительно которых заведомо известно, что с ними договор заключаться не будет. На законодательном уровне определения «чёрному списку» нет, но в Гражданском кодексе указано следующее: лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, должно заключить публичный договор по характеру своей деятельности с каждым, кто к нему обратится. К публичному договору относятся розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное. Согласно части 3 статьи 426 Гражданского кодекса, отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю товары и услуги не допускается.

Таким образом, отказывая потенциальному клиенту при наличии услуги как таковой, мы нарушаем закон, который стоит на защите интересов потребителя. Я знаю компании, которые проиграли суды в нескольких инстанциях (на очень крупные суммы) именно из-за того, что отказали клиентам из «черного списка». Единственная причина, по которой такому клиенту можно отказать, это «нет мест», «все занято» и т.д.  Но не все так просто. Неудачный опыт упомянутых выше компаний показывает, что некоторые товарищи из «черного списка» могут быть очень изобретательны – они бронируют на другую фамилию, или сначала интересуются наличием мест в принципе, а сотрудник узнает его имя только на этапе заключения договора…

Поэтому, вводя «черные списки» в своей компании, будьте осторожны. Давая инструкции персоналу, как отказать нежелательному клиенту, обсудите вариант, что вы будете делать, если он все же прошел через ваши заградительные барьеры. В сложных случаях лучше сразу, не затягивая, проконсультироваться с юристами, потому что закон в данном случае не на вашей стороне.

Удачи вам и только позитивных клиентов!